239.29 Kb.Название Дата14.03.2012Размер239.29 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Тихонов Эдмунд Анатольевич Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования Специальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Брянск - 2002 Работа выполнена в Брянском государственном университете имени Петровского на кафедре технологии и предпринимательства. Научный руководитель: Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, Доктор педагогических наук, профессор Симоненко Виктор Дмитриевич ^ Актуальность исследования. Проблема, обозначаемая в настоящие время термином "профессиональное самоопределение", как с точки зрения теорий общей и профессиональной педагогики, так и с позиций практики всегда являлась многоаспектной педагогической проблемой. Вопросы участия педагога в проектировании будущего профессионального пути молодежи, учет различных социальных, экономических, правовых, медико-гигиенических информационных и др. аспектов ее развития стали особенно актуальны в настоящее время. Во-первых, это связано с возникновением в России системы: дистанционного образования специфической информационной образовательной среды. В проекте "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России", разработанном в 1995 г. дано, на наш взгляд, наиболее адекватное современному уровню развития определение дистанционного образования: "Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно - образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии". Возникновение системы дистанционного образования в значительной степени изменило подход к образовательному процессу, в котором акцент перешел на самостоятельность студентов, развитие у них умений добывать информацию из разнообразных источников, формирование познавательной мотивации, умений и навыков работы в информационных средах. Изменились взаимоотношения в системе «преподаватель студент», уменьшилась доля «живого» общения, возросла его опосредованность, что в значительной мере усложнило управление и руководство процессом формирования профессионального самоопределения студентов. Во вторых, остался актуальным вопрос мотивированности обучающихся на профессию. Возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих устойчивого профнамерения (по оценкам специалистов оно составляет сейчас около 50%). В последнее время значительная часть выпускников (около 67 %) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств, места и роли в них информационных технологий. Не сформированность мотивации на профессиональное обучение привела к тому, что 25-30 % обучающихся к окончанию профессионального обучения теряют интерес к выбранной специальности. Вместе с тем, отсутствуют данные о проведении комплексных исследований по проблеме формирования профессионального самоопределения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Таким образом, существуют противоречия между: необходимостью раннего профессионального самоопределения студентов и их реальным состоянием готовности к последнему; имеющей место в системе дистанционного образования (СДО) опосредованностью образовательного процесса и необходимостью осуществлять формирование профессионального самоопределения студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий; применяемыми в СДО информационными образовательными технологиями и, особо значимыми в среднем профессиональном образовании (СДО) процессами формирования и отработки профессиональных умений и навыков по технологическому направлению профессиональной подготовки; потенциальными возможностями СДО СПО, как фактора формирования профессионального самоопределения и отсутствием научно обоснованных методик формирования профессионального самоопределения студентов в процессе их обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Для преодоления указанных противоречий нами был проведен целенаправленный системный анализ широкого спектра научных разработок веду
Тихонов Эдмунд Анатольевич Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования Специальность 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования автореферат
Тихонов Эдмунд Анатольевич Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования Специальность 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования автореферат
Комментариев нет:
Отправить комментарий